Консультации

май 2023г         
Консультация для родителей: «Учимся слушать и слышать»

      Правильное произношение звуков невозможно без полноценного восприятия фонем (звуков, из которых состоит наша речь). Умение сосредоточится на звуке –это очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом. Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Поэтому, работа по коррекции (исправлении) звукопроизношения идет параллельно с развитием слухового внимания, слуховой памяти, что позволяет добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

     Не сформировавшееся произношение звуков  и недостаточное их различение ведет к затруднениям в обучении грамоте ребенка. В последствие недостаточно развитый речевой слух ведет к нарушению речевой речи.

   Следовательно, фонематический слух необходимо развивать не только для правильного произношения, но и для грамотной устной и письменной речи.

Цель наших занятий – научить ребенка слушать и слышать.

    Вашему вниманию предлагаются игры для развития слухового внимания, цель которых развитие слухового внимания ( концентрации, устойчивости, переключения).

Игра «Подскажи словечко».

Ход: взрослый предлагает ребенку послушать интересные загадки-кладки: «Я не буду договаривать одно слово, а ты догадайся какое»

  Гладко, плавно лился стих,

 Вдруг споткнулся и притих,

 Ждет он и вздыхает:

 Слова не хватает!

 Чтобы снова в добрый путь

 Стих потек, как речка,

 Помоги ему чуть-чуть

 Подскажи словечко.                                   Е. Серова

Затем, взрослый читает стихотворение, а ребенок подсказывает последнее слово:

Наша Таня громко плачет: уронила в речку …  (мячик)

Зайку бросила хозяйка – под дождем остался …(зайка)

Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (лапу)

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку …(гладко)

После этого взрослый предлагает ребенку назвать какое-нибудь слово. Если малыш затрудняется, он сам произносит четко и внятно несколько слов: «Я вспомнила такие слова: мама, кукла, стол, улица. А ты что-нибудь вспомнил?» Ребенок произносит слова. Затем взрослый и малыш повторяют все слова, которые они называли.

Или  взрослый называет ряд слов, а ребенок должен хлопнуть, если услышит в слове определенный звук.

Подготовила Дубняк Л. Г.

                                 
                                  ноябрь 2022г

Консультация для родителей:

 «Возрастные особенности детей 3-4 лет».

 

Возраст 3-4 года очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он поднимается на новую ступень своего развития - переход от раннего детства к дошкольному. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос честным, умным и счастливым.

Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы ваш малыш вырос здоровым и успешным необходимо умелое руководство со стороны взрослых.

В возрасте 3 - 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для него носителем определённой общественной функции. Ребёнок хочет выполнять такую же функцию, как и взрослые, но возможности еще не так велики. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами -заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями. Игры с правилами только начинают формироваться.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.

Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их гендерная принадлежность (я мальчик – я девочка), что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Рисунки детей зависят от их представлений о предмете. Образы еще бедны, отсутствуют детали, но ребята уже могут использовать цвет. Под руководством взрослого, дети способны вылепить простые фигуры. Лепка играет огромную роль в развитии мелкой моторики.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям. Конструируют они в основном по образцу, и только несложные постройки. Дети учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается внимание и память, они способны запомнить отрывки из любимых произведений.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Возраст 3-4 года – это сенситивный период для развития всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, внимания. В этот период у ребенка появляется  активное стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться. Самостоятельность - это ценное качество, одна из важнейших черт личности необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании,

заметно меняет отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.

Здесь очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам» необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У меня получится быстрее»), а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, что приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние и на развитие личности ребёнка в целом. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Например: приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей и т.д.

В возрасте 3-4 лет умение планировать свою деятельность проявляется лишь в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала  игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Постепенно происходят изменения и во взаимоотношениях между детьми, с переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.


  15.09.22г 

Консультация для родителей: «Игры   детей  3-4х лет дома».

                 Воспитатель Дубняк Л. Г.

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и развивать. Предлагаем несколько игр на развитие логики.

«Собрать правильно»

Это очень простая игра, которая у взрослого не отнимет много времени, так как ее можно проводить параллельно с работой на кухне. Достаньте и поставьте на детский низкий стол или на пол кастрюли и положите рядом с ними вперемежку крышки. Попросите ребенка подобрать к каждой кастрюльке свою собственную крышку, чтобы она подошла по размеру и цвету. Можно кроме кастрюль поставить небьющиеся пластиковые или металлические банки, и тогда игра удлинится.

«Игра с воздушными шариками».

Покажите ребенку, что, если надуть шарик, и его не завязать, то он выпустит весь воздух и сдуется. Спросите у малыша, как он думает, почему это произошло. Если он выдвигает какие-то версии, внимательно выслушайте его и поправьте, если он не прав, и постарайтесь похвалить, если в его рассуждениях есть определенная логика (пусть даже и неверная). Расскажите истинную причину (доступную детскому пониманию), почему шарик сдувается, и почему его нужно завязать ниткой, чтобы надутый воздух остался внутри. Чтобы закрепить знания, нарисуйте на бумаге шарики, вместе с ребенком изобразите, как выходит воздух из не завязанного шарика – в виде тонких штрихов, клубочков и т.п. Подрисуйте к нарисованным шарикам ниточки. А потом можно поиграть с настоящим шариком, показывая, какой он легкий, и как красиво летает.

«Обрисовка контура».

Нарисуйте на листе контуры листьев разных деревьев и попросите малыша указать контур, который принадлежит определенному листку. Для этого возьмите несколько листков с разных деревьев, как с характерным профилем – дуб, рябина, так и со схожими листками – липа, береза и т.д., положите их рядом с нарисованными контурами. Если ребенок затрудняется выбрать, подскажите ему, как можно точно подобрать – приложить листик к нарисованному контуру и посмотреть, совпадают ли все линии. Потом можно порисовать листья от руки, глядя на них, или обвести их контуры. Потом можно обвести контур руки ребенка, контур карандаша, чашки, других фигурных предметов

«Подбери подходящую вещь».

В эту игру можно играть дома, она не отнимет время у взрослого, зато даст возможность ребенку научиться сопоставлять предметы и требования к ним. Например, попросите малыша найти среди кастрюль на кухне такую, которая была бы больше какого-то предмета (покажите этот предмет), но меньше другого предмета (покажите этот предмет). Задайте дополнительные условия: например, чтобы эта кастрюля не имела зеленых рисунков, но имела красные. Это задание может касаться чашек, различных банок или других предметов, - тут главное, чтобы были похожие вещи, но отличающиеся тем или иным свойством – размером, цветом, формой и т.п. Можно попросить по такому же принципу подобрать книгу на полке – чтобы она была меньше такой-то книги, но больше такой-то, тоньше этого размера, но толще вот этого, чтобы на обложке были нарисованы звери, но не было людей и так далее.

Сколько по сколько.

Задайте ребенку задачу – как разделить на всех членов семьи имеющиеся фрукты или конфеты. Если в семье много людей, или должны прийти гости, можно расставить стулья по количеству гостей и сказать: тут будет сидеть тот-то, тут – тот-то. Предложите отложить в тарелку столько конфет или других угощений, сколько будет гостей. Когда ребенок будет откладывать угощение на тарелку, предложите ему называть по имени каждого гостя, а сами добавляйте цифры по порядку: бабушка – один, папа – два, дедушка - три, сестренка – четыре, братик - пять и так далее. Не страшно, если число гостей будет больше десяти, цифры называть можно, тем более, что их можно часто повторять и по другому поводу – например, считать кошек во дворе или голубей на крыше.

Спросите, как думает малыш, как распределить между всеми одну луковицу или одну морковку, похвалите за остроумный ответ, а если малыш затруднится ответить, подскажите ему сами и посмейтесь вместе с ним.

«Овощная геометрия».

Понаблюдайте вместе с ребенком за формой овощей и фруктов, а также разных продуктов: например, арбуз, дыня похожи на шар, морковка на конус, буханка хлеба похожа на призму, баклажан – на большую каплю, кабачок напоминает цилиндр. Покажите ребенку срез каждого продукта и объясните, что в срезе шара будет круг, в срезе призмы – прямоугольник или квадрат, срез кабачка тоже даст круг, так же как и срез морковки.  Пусть он попробует с зарытыми глазами на ощупь определить, какой продукт он держит.

Покажите также продольный разрез продукта, укажите, что срез поперек отличается от продольного среза. Если ребенок попросит нарезать овощи под углом, покажите ему, что будет в срезе в этом случае. Вкусные фрукты дайте ребенку съесть, чтобы он получил удовольствие от занимательной «фруктометрии».

 

Интересно будет ребенку составление из нарезанных или же целых овощей и фруктов каких-то фигур. Например, пока вы нарезаете продукты, малышу можно предложить составит из них домик – взять куски хлеба и сложить из них стены, а сверху их накрыть корочкой от арбуза. Из начищенной картошки и луковицы он может сделать «снеговиков». Скреплять между собой фигурки можно при помощи зубочисток. Предложите ребенку нарезать формочками фигурки, которые потом будут запечены или пожарены. Можно также поставить нарезанные кусочки овощей таким образом, чтобы создать «эффект домино».

Сок от почищенной свеклы можно использовать как краску. Постелите чистый лист бумаги на кухонный стол, поставьте рядом с малышом мисочку со слившимся при очистке овоща соком, дайте ребенку также несколько нарезанных плоских кусочков, например, картофеля. Предложите малышу класть кусочки картофеля в сок, а потом прикладывать их к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно разрешить порисовать на бумаге пальчиком, который малыш будет окунать в сок. Конечно, нужно объяснить, что краска пачкает не только бумагу, но и одежду, и если малыш не хочет испортить ее, то руками, выпачканными в соке, стоит водить только по бумаге.                                          

                                         

   01.08.2022г 
Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни».    Воспитатель Дубняк Л.Г.

    Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой-либо деятельности, к большему физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем более сложные мотивы поведения. В то же время у детей пятого года жизни еще далеко несовершенны психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, ситуативность поведения. Все эти особенности детей пятого года жизни надо учитывать, но опираться в воспитании следует на их возросшие возможности. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, в 4 года он уже почти полностью самостоятелен в самообслуживании: самостоятельно умывается, одевается, убирает свою одежду, игрушки, у него уже есть опыт посильной помощи членам семьи, опыт выполнения разнообразных (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на стол хлеб, соль и т.д.) Однако эти навыки еще несовершенны. Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались… К детям пятого года жизни родители начинают предъявлять более требования при уборке ими своих вещей после игр и занятий. Если раньше малыш делал это с помощью взрослых, то теперь он в подобных делах вполне самостоятелен. Стремление детей мастерить, конструировать, изготовлять игрушки из природного материала, да и вообще всякий ручной труд надо поощрять, помогать, ребенку овладеть навыком, но при этом надо учить его аккуратности. Если в младшем возрасте ребенок еще только овладевал навыками само- обслуживания и взрослые часто приходили ему на помощь, то на пятом году следует предъявлять более жесткие требования: на его просьбу помочь одеться взрослые не должны отзываться с той же готовностью, что и раньше. Большая требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей. Нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, но делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него, например, расстегнута рубашка или развязался шнурок, и обязательно добиться, чтобы он исправил недостатки. Хотя труд по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте по-прежнему занимает основное место, все большее значение приобретает участие ребенка в бытовом труде семьи, направленном на удовлетворение не только потребностей самого ребенка, но и других ее членов. Этот переход от труда только для себя к труду для других является важнейшей задачей трудового воспитания ребенка пятого года жизни. Элементы труда для других были и у детей четвертого года жизни, когда они выполняли отдельные поручения взрослых: принести что-либо, убрать игрушки и т. п. В среднем возрасте давать подобные поручения детям не менее важно; многие из них становятся постоянными: полить цветы, покормить домашнее животное и др. Когда навыки выполнения того или иного дела становятся достаточно прочными, оно может стать как бы обязанностью ребенка. Конечно, при этом контроль и помощь взрослых необходимы. Появление у детей постоянных дел, за выполнение которых они несут в какой-то мере ответственность, дисциплинирует их, приучает к порядку. Удачное выполнение задания должно быть отмечено. Вообще нужно замечать желание ребенка помочь, быть полезным взрослому, следует хвалить его за хорошо выполненную работу. Однако нельзя возводить каждую маленькую услугу малыша чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь, оказанная им родителям,— большая его заслуга, и будет каждый раз ждать похвалы. Оценивая труд детей, важно, прежде всего, отмечать затраченные ими усилия, старательность. Уже в дошкольном возрасте у детей развивают общественные мотивы труда. Поручая им какое-либо дело, разъясняют значение его для окружающих людей. Особую роль в этом возрасте начинает играть участие ребенка в труде совместно с взрослыми! В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства, доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Уход за животными, общение с живыми забавными существами доставляет детям много радости. Однако самостоятельно ухаживать за кошкой, собакой, рыбами, птицами ребенок этого возраста еще не может. За животными ухаживают взрослые, а дети лишь помогают: наливают молоко кошке, воду собаке, птичке, дают корм рыбам. Дети среднего дошкольного возраста могут участвовать и в работах на огороде: поливать, рыхлить землю на грядках лопаткой, собирать ягоды, выдергивать редис, морковь. Особенно любят они помогать родителям во время приготовления пищи. Им можно поручить вымыть овощи, фрукты, вырезать печенье из раскатанного взрослым теста, лепить пирожки, пельмени, вытереть ложки, чашки. Хотя помощь эта условна, ребенку она представляется значительной, и он гордится своим участием в труде взрослых. Ребенок пятого года жизни начинает проявлять все больший интерес к тому, где и как трудятся люди. Он спрашивает родителей, где они работают, что делают на работе. Об этом следует рассказать просто и доступно. Детей этого возраста интересует техника, транспорт. Родители, отвечая на вопросы ребенка, привлекают его внимание к тому, как работает шофер, тракторист, машинист поезда, рассказывают, куда и зачем везут они людей, грузы. Весной и осенью следует показать детям труд людей в огороде, саду, парке. Отношение родителей к труду окружающих служит ребенку примером для подражания. Приобщая вашего ребенка к труду сейчас, Вы приучите ребенка к повседневному труду, вырастите помощника в будущем.                         


                                                                                    10.03.20г.
Консультация для родителей:
«Вежливость воспитывается вежливостью».
      Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребёнку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие высказывания их – к большому удивлению – наказывают. «Дети – увеличительные стёкла зла, - как-то заметил Л. Н. Толстой, - Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, т. к. последнее для детей привычнее, чем первые… ».  
 У этикета есть словестные и несловесные средства («волшебные» слова и взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки) . Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особенно важно наполнить детский словарь словестными средствами. Самых распространённых «вежливых» слов, которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около тридцати. Задание для взрослых: посчитайте свой запас, а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь… ». Так что же мы отдаём из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем! Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? ». За завтраком, обедом, ужином : «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Всё было очень вкусно». Во время общения – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа – «Как спалось? », «Как твоё здоровье? ». Вечером – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов». 
  Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдаётся таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение / разговоры, беседы/. Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикета и этикетного поведения, необходимости их соблюдения, всё же самым действенным, на мой взгляд, способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослого, является ролевая и театрализованная игра. Велика роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, вежливого поведения и наоборот. Не следует забывать о значении дидактических картин в развитии словаря и связной речи, в усвоении норм и способов общения. Само содержание серий этических картин даёт такую возможность: дети обсуждают поведение, поступки героев, как надо поступать, что сказать в том или ином случае. Любая совместная продуктивная деятельность даёт возможность формировать положительное отношение к партнёрам, использовать правила речевого этикета. Беседовать при удобном случае на темы важности и полезности, необходимости соблюдения правил. Воспитание вежливого человека предполагает не только развитие речевых навыков, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания. 
  В заключение хочется процитировать слова В. Г. Белинского, которые актуальны и по сей день: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью. Будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая. Первоначально же воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть ЧЕЛОВЕКОМ … ».
                                                 Подготовила воспитатель
Дубняк Л. Г.



 30 ОБЕЩАНИЙ СЕБЕ И РЕБЕНКУ.
       Дети растут быстро. Еще вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плееры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начинать правильное воспитание не поздно никогда. Еще сегодня покричим на ребенка, а с понедельника начнем применять на практике советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник»  в таких случаях не приходит никогда. Пока еще не поздно и малыш полностью перед вами – маленький, беззащитный человечек. Так давайте попробуем пообещать ему  (и себе), что, начиная с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе: 
Перестанем делать ребенку замечания при посторонних.                                 
Не станем обсуждать проблемы воспитания ребенка в его присутствии.      
Постараемся не кричать на малыша, особенно, если он не сделал ничего ужасного. 
Навсегда запомним, что у каждого ребенка – своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.
Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим малышом: если у нас есть свободное время, значит, ребенок имеет право хотя – бы на половинную его часть.
Перестанем говорить при ребенке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.
В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами всего лишь ребенок, а не международный террорист.
Начнем приучать малыша к самостоятельности.
Прибережем шлепки для самых серьезных случаев.
Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личными вкусовыми пристрастиями.
Научимся чаще хвалить свое дитя и делать это искренне.
Иногда – без повода, возьмем малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!
На ночь, вместо криков «Спать!» в стиле Кашпировского приготовим ребенку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.
На детский день рождения позовем не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша.
Начнем делать вместе с малышом ежедневную зарядку.
Будем вместе рисовать красками и показывать рисунки папе.
Начнем закалять ребенка.
Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.
Перестанем отдариваться от ребенка дорогими игрушками – будем проводить с ним больше времени.
Научимся терпеливо слушать своего малыша.
Заведем специальную тетрадь, в которую педантично станем записывать смешные истории из его жизни, а так же забавные словечки, маленькие открытия и важные события.
Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет» и выдерживать свое слово.
Запретим себе обманывать ребенка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей.
Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребенком на равных.
Перестанем пугать малыша Бабой –Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».
Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребенка.
Постепенно станем приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от нее будет больше убытка, чем пользы.
Заведем семейные традиции: например, перед сном всей семьей станем разглядывать альбомы с репродукциями великих художников.
 Не будем относится ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя.
Перестанем испытывать чувство вины перед ребенком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства.
                                                 Подготовила воспитатель Дубняк Л. Г.                                                            
                                                         






05.04.2019

Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей
младшего дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой моторики.
 На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
 Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.
 - Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей?
 У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.
 Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.
 Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
 Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.
 Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
 Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
 Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
 Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
 Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
 Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.
 Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».
 Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
 Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
 Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.
 Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
 Мелкую моторику рук развивают:
 • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
 • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;
 • игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия т. д. ;
 • рисование;
 • застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
 Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей.
 В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. Д.
 Для этого необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.
 Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.
 Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.
 Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.
 Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.
 Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

1 комментарий:

  1. Спасибо вам, Людмила за такую полезную, познавательную консультацию. Подчеркнула для себя много интересной информации.

    ОтветитьУдалить